Приветствую Вас Гость
Пятница
29.03.2024
17:50

Сайт учителя географии Филипповой Е. В.

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 147
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Великие путешественники,их вклад в  географию

    Извините за неудобства(фотографии временно не отображаются,для их просмотра нажмите на окно фотографии левой кнопкой мыши).

    Роберт Фолкон Скотт

    Роберт Фолкон Скотт в 1905 году
    Роберт Фолкон Скотт в 1905 году

    Кадет военно-морского флота Роберт Скотт, 1882 год

    Ро́берт Фо́лкон Скотт-родился6 июня1868 года. Он был третьим из шестерых детей в семье и являлся старшим сыном Джона Эдварда и Ханны Скотт из Сток-Дэмэрела, предместьяДевонпорт,Плимут, графстваДевон.

    В семье были сильны военные и морские традиции. Дед Роберта был корабельным казначеем, вышедшим в отставку в 1826 году. Ранние годы Роберт провёл в полном достатке.

    Как отмечают некоторые исследователи, «Скотт не отличался крепким здоровьем, был ленив и неаккуратен, в играх с приятелями не упускал случая устроить весёлую проделку», однако был «вежливым, приветливым и имел лёгкий характер».

    В соответствии с традицией семьи, Роберту и его младшему брату Арчибальду была предопределена карьера в вооружённых силах. Роберт до девяти лет обучался дома, после чего был послан в школу для мальчиковХэмпшираStubbington House School. Спустя некоторое время его перевели в подготовительное учебное заведение имени Форстера, чтобы юный Кон смог подготовиться к сдаче вступительных экзаменов в военно-морское училище. Оно размещалось на борту старого парусного корабля «HMS Britannia», пришвартованного вДартмуте. В1881 году, сдав эти экзамены в 13 лет и став кадетом, Скотт начал свою военно-морскую карьеру.

    В июле 1883 года Скотт покинул учебный корабль «Britannia» в званиимичмана, седьмым из 26 учащихся в общем зачёте. В октябре он был уже на пути вЮжную Африку, чтобы продолжить службу на флагмане Эскадры Мыса «HMS Boadicea», первом из нескольких кораблей, на которых Скотт служил в звании мичмана. 

    Флагман Эскадры Мыса «HMS Boadicea»


    Флагман Эскадры Ла-Манша броненосец «HMS Majestic»

    В 1894 году, во время службы в качестве торпедного офицера на корабле «HMS Vulcan», Скотт узнал о финансовом крахе, постигнувшем его семью. Джон Скотт, продав пивоваренный завод, неразумно вложил вырученные деньги и таким образом потерял весь свой капитал, став фактически банкротом. Три года спустя, Джон Скотт умер от сердечного заболевания, ввергнув в новый финансовый кризис свою семью]. Ханна Скотт и две её незамужние дочери теперь полагались полностью на служебное жалование Скотта и зарплату его младшего брата Арчи, который оставил армию ради более высокооплачиваемой должности в колониальной службе. Однако осенью 1898 года отбрюшного тифаскончался и сам Арчибальд, а это означало, что вся финансовая ответственность ложилась на плечи молодого офицера Роберта Скотта.

    Продвижение по службе и дополнительный доход, который это принесло бы, теперь стали для Роберта вопросами первостепенной важности. Ещё в 1896 году, во время захода виспанскуюбухтуВигокораблей ЭскадрыЛа-Манша, Скотт повстречался с Клементом Маркэмом во второй раз и узнал о том, что он вынашивает планы британскойантарктическойэкспедиции. В начале июня 1899 года, отправляясь домой в отпуск, Роберт случайно столкнулся налондонскойулице с Маркэмом в третий раз и узнал, что тот уже разыскивает руководителя для своей экспедиции, которая будет проходить под покровительством Королевского географического общества. 11 июня, Скотт появился в резиденции Маркэма и вызвался возглавить антарктическую экспедицию.

    «Дискавери» вДанди, своём порту приписки, 2005 год


    Экспедиционное судно получило название «Дискавери» («Открытие») в честь корабляДж. Кука. Это был последний в истории британского судостроения деревянный трёхмачтовыйбарки первое английское судно, специально предназначенное для научных исследований. На борт судна были взяты собаки и лыжи, однако едва ли кто-либо знал, как с ними управляться. За первый год из двух, проведённых в Антарктике, такая беззаботность оказалась подвергнута суровому испытанию, поскольку экспедиция изо всех сил пыталась справиться с проблемами незнакомого ландшафта. Это стоило жизни Джорджу Винсу, который поскользнулся и упал в пропасть 4 февраля 1902 года. У экспедиции были большие научно-исследовательские планы. В Антарктиде она должна была совершить долгое путешествие на юг, в направленииЮжного полюса. Этот поход, предпринятый Скоттом,Эрнестом ШеклтономиЭдвардом Уилсоном, привёл их к 82°11' ю. ш., то есть на расстояние приблизительно 850 километров от полюса. Изматывающий поход и не менее тяжёлое обратное возвращение полностью истощили физические силы Шеклтона. Чуть позже Скотт отправил его домой, вместе с ещё девятью матросами, не пожелавшими продолжать экспедицию, на вспомогательном корабле, привёзшем основному судну «Дискавери» почту и дополнительное снаряжение.

    База экспедиции «Дискавери» намысе Хат

    На второй год члены экспедиции демонстрировали уже значительные навыки и усовершенствованную технику, что позволило совершить ещё множество походов в глубь континента. В одном из таких рейдов экспедиционеры прошли более 400 километров в западном направлении и изучилиПолярное плато. Это был один из самых длительных походоввсей экспедиции.

    Впоследствии, фактически до самого конца жизни Скотт не пришёл к убеждению, что использование ездовых собак и лыж определяет успех антарктических походов в глубь материка. По его мнению, собаки не могли конкурировать с традиционным перемещением грузов с использованием мускульной силы человека.


    По завершении экспедиции потребовалась помощь двух вспомогательных кораблей, барка «Морнинг» и китобойного судна «Терра Нова», а также некоторое количество взрывчатых веществ, чтобы освободить «Дискавери» от сковавшего его льда.

    5 марта 1904 года «Дискавери» пересёкЮжный полярный кругв обратном направлении и 1 апреля вошёл в гаваньЛиттлтона.8 июняон двинулся на родину черезТихий океаниФолклендские острова.10 сентября1904 годаэкспедиция вернулась вПортсмут.

    «Городские власти Лондона не оказали гостеприимства людям, достойно поддержавшим репутацию английских моряков как смелых исследователей. Вместо банкета в ратуше — завтрак на складе.

    Ещё вНовой Зеландииэкспедиционерам оказали восторженный приём: с них не брали денег за посещение клубов, проезд по железной дороге и проживание в гостиницах. Скотт направил в Лондон телеграмму, извещающую о благополучном возвращении. В ответ король направил Скотту сразу два поздравления, а Королевское географическое общество наградило егоКоролевской медалью, которая была вручена матери исследователя.



    В начале 1906 года Скотт приступил к переговорам сКоролевским географическим обществомо возможном финансировании своих будущих антарктических экспедиций.

    Роберт и Кэтлин Скотт в Новой Зеландии, 1910 год

    Экспедиция «Дискавери» принесла Скотту большую славу. Он стал членом высшего общества эпохи короля Эдуарда VII

    К тому времени Скотт объявил о своих планах касательно второй антарктической экспедиции.

    Финансирование экспедиции происходило по большей части из частных фондов и пожертвований. Собрав необходимую сумму для первого сезона, Скотт решил начать экспедицию, перепоручив все обязанности по дальнейшему сбору средств Клементу Маркэму. Однако уже во время зимовки Скотт был вынужден просить экспедиционеров отказаться от жалования за второй год. Сам же он передал фонду экспедиции как собственное жалованье, так и любые виды вознаграждения, которые будут ему причитаться. Сбор средств в Британии проходил крайне медленно, несмотря на все усилия бывшего президента географического общества и супруги Скотта. Воззвание к общественности поручили составить сэру Артуру Конан Дойлю, но к декабрю 1911 года было собрано не более 5000 фунтов, тогда как министр финансовЛлойд Джорджкатегорически отказал в дополнительной субсидии.

    В качестве транспорта для экспедиции были выбраны лошади, мотосани и собаки.

    Скотт ведёт дневник. Мыс Эванса, зима 1911 года

    26 ноября 1910 года судно «Терра Нова» отплыло от берегов Новой Зеландии. Ещё в самом начале экспедиция потерпела ряд неудач, которые помешали полноценной работе в первом сезоне и подготовке к основному полярному походу. На пути из Новой Зеландии до Антарктики судно «Терра Нова» попало в сильнейший шторм: для его спасения было принято решение выбросить за борт десять мешков с углём, разорвавших найтовы. Когда засорились насосы и уровень воды стал резко подниматься— офицеры и матросы на протяжении всей ночи вычерпывали воду вёдрами, передавая их по цепочке. К утру оказалось, что две лошади издохли, одну собаку смыло за борт, 65 галлонов бензина и ящик спирта были потеряны. Вскоре судно попало в ледяную ловушку на целых 20 дней, что означало прибытие ближе к концу сезона, сокращение времени на подготовку к зимовке и дополнительный расход ценного угля. Одни мотосани при выгрузке с судна провалились под лёд и были потеряны. Отправившись к старой базе экспедиции «Дискавери», Скотт обнаружил хижину доверху забитой снегом, твёрдым как лёд: Шеклтон, покидая её, не счёл нужным как следует закрепить окно. На следующий день судно «Терра Нова», разворачиваясь, наскочило на подводную скалу. Однако, спустя несколько часов, его всё же удалось снять с мели.
    Плохие погодные условия и тяжёлое состояние лошадей, которые никак не могли привыкнуть к антарктическому климату, вынудили заложить склад «Одна тонна» в 35 милях от запланированного места на 80°.
    Лоуренс Отс, отвечающий за лошадей, посоветовал Скотту убить их для увеличения запаса конины и продвинуть склад ближе к 80°; Скотт отверг совет Отса, решив сохранить лошадей, на что тот ответил: «Сэр, я боюсь, что Вы пожалеете, не прислушавшись к моему совету». Шесть лошадей издохли во время этого похода. На обратном пути собачья упряжка, на которой ехали Скотт и Сесил Мирз, провалилась в трещину: собаки повисли на упряжи, а сани с людьми каким-то чудом не последовали за ними. Собаки вскоре были спасены, за последними двумя Роберт спустился на верёвке. А по возвращении в лагерь экспедиционеров ждало ошеломляющее известие: вКитовой бухте, всего в 200 милях к востоку, расположился Амундсен со своей группой и большим числом собак.


    Пути конкурирующих экспедиций в Антарктиде: маршруты Скотта (зелёный) и Амундсена (красный)

    Экспедиция «Терра Нова» состояла из двух партий: Северной и Южной. В задачи Северной партии входили исключительно научные изыскания, тогда как Южной— покорение полюса.
    Поход на юг начался 1 ноября 1911 года, когда для закладки продовольственных складов были направлены три группы, использовавшие в качестве средств транспортировки мотосани, лошадей и собак и передвигавшиеся с разной скоростью. Впоследствии две вспомогательные группы должны были повернуть обратно, а основная— совершить бросок к полюсу.

    Однако отчасти из-за просчётов при планировании экспедиции, отчасти из-за стечения обстоятельств, мотосани вскоре вышли из строя, а немногочисленных оставшихся в живых лошадей пришлось застрелить при организации одного из лагерей, получившего тогда название «Лагерь „Бойня"». Тяжёлые сани через расселины в ледяных глетчерах людям пришлось тащить на себе.

    3 января Скотт принял решение относительно того, кто непосредственно пойдёт к полюсу (Скотт,Эдвард Уилсон,Лоуренс Отс,Эдгар Эванс) и расстался с остальными, однако взял в поход к полюсу пятого члена экспедиции— лейтенантаГенри Бауэрса, хотя количество продовольствия рассчитывалось на группу из четырёх человек.

    4 января группа Скотта достигла 88-й параллели, но следов норвежцев по-прежнему видно не было. 

    16 января, пройдя чуть более семи миль, Бауэрс первым заметил на горизонте точку, которая позже оказалась чёрным флагом, привязанным на полозе от саней. Поблизости были остатки лагеря, множество собачьих следов. Скотт записал в дневнике: «Тут мы поняли всё. Норвежцы опередили нас и первыми достигли полюса».

    17 январяСкотт и его спутники достигли цели, где обнаружили палатку Амундсена и табличку, на которой была указана дата покорения полюса— более чем за месяц до того дня. В палатке находилась записка, адресованная Амундсеном Скотту, с просьбой передать весть о покорении полюса королю Норвегии на тот случай, если норвежцы погибнут на обратном пути. Группа Скотта сделала несколько снимков и зарисовок, воздвиглагурийи установила английский флаг. Скотт записал в дневнике:

    Великий Бог! Это страшное место, а нам и без того ужасно сознавать, что труды наши не увенчались завоеванием первенства. Конечно, прийти сюда тоже что-нибудь да значит, а ветер завтра может стать нашим другом! Теперь— рывок домой и отчаянная борьба за право доставить весть первыми. Не знаю, выдержим ли мы?

    18 января 1912 года. Последняя фотография экспедиции Скотта. Слева направо: Эдвард Уилсон, Генри Бауэрс, Эдгар Эванс, Роберт Скотт, Лоуренс Отс

    18 января члены экспедиции пустились в обратный путь. К 31 января группа достигла склада «Три градуса», забрав продовольствие и увеличив дневной рацион. 2 февраля Скотт поскользнулся и повредил плечо, ещё ранее Уилсон растянул связки, а у Эванса были повреждены руки и обморожен нос. 4 февраля Скотт и Эванс провалились в трещину— первый отделался царапинами, а Эванс сильно ударился головой, и значительно позже Уилсон придёт к выводу, что во время падения был повреждён мозг. День 17 февраля стал для него последним после полуночи лейтенант Эдгар Эванс скончался. На то время оставшиеся члены похода уже жестоко страдали от холода, голода, обморожений, снежной слепоты и физического изнеможения.

    9 марта, достигнув склада «Гора Хупер», Скотт нашёл подтверждения худшим опасениям: «Собачьи упряжки, которые могли спасти нас, видимо, не были здесь»,— записал он в дневнике. 11 марта Скотт приказал Уилсону выдать из походной аптечки каждому по тридцать таблеток опиумана крайний случай, тогда как Уилсон оставил себе лишь одну ампулуморфия. 15 марта Лоуренс Отс, который больше не мог идти из-за сильнейшего обморожения ног, сказал спутникам, выползая из палатки босиком: «Я только выйду на воздух и вернусь не сразу». Тело Лоуренса Отса так никогда и не было найдено.

    21 марта Скотт с оставшимися членами экспедиции был вынужден остановиться в 11 милях от лагеря «Одна тонна». Дальнейшее продвижение стало невозможным из-за сильного бурана. 23 марта они оставались всё на том же месте. К29 мартаположение не изменилось, и Скотт сделал свою последнюю запись в дневнике:

    Каждый день мы собирались отправиться к складу, до которого осталось 11 миль, но за палаткой не унимается метель. Не думаю, чтоб мы могли теперь надеяться на лучшее. Будем терпеть до конца, но мы слабеем, и смерть, конечно, близка. Жаль, но не думаю, что смогу писать ещё.
    Ради Бога, не оставьте наших близких!

    Роберт Фолкон Скотт погиб 29 либо30 марта. Судя по тому, что он лежал в незастёгнутом спальном мешке и забрал себе дневники обоих товарищей, он последним расстался с жизнью. 12 ноября 1912 года поисковой группой «Терра Новы» были найдены тела Скотта и его товарищей, дневники экспедиции и прощальные письма. Их последний лагерь стал им могилой, а опущенная палатка — погребальным саваном. Над местом их гибели была возведена высокая пирамида из снега, её вершину увенчало подобие креста, сделанное из лыж.

    Ферна́н Магелла́н.(1480-1521гг.)

    http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2011/09/00037111.jpg

    Ферна́н Магелла́нпортугальский и испанский мореплаватель с титулом аделантадо. Командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие. Открыл пролив, позже названный его именем, став первым европейцем, проследовавшим из Атлантического океана в Тихий.

    Биография.

    Магеллан по происхождению португалец. Место его рождения спорно, основные авторы указывают в качестве такового город Саброза (Вила-Реал), но, возможно, он родился в городе Порту. О семье мореплавателя также известно немногое, в частности, то, что она принадлежала к дворянству. Предполагается, что отцом его был Руй или Родригу ди Магальяйнш, бывший одно время алькальдом крепости Авейру. Мать Алда де Москита (Мишкита). Кроме Магеллана у них было четверо детей. Об их жизни ничего не известно. В молодости Магеллан был пажом у королевы Леоноры Ависской, жены Жуана II.

    В 1498 году португальцами был открыт морской путь в Индию. Вслед за Васко да Гамой из Португалии стали отправляться эскадра за эскадрой на завоевание востока. В 1505 году при отправке эскадры вице-короля Франсишку Альмейды моряков уже не хватало. Некоторые рулевые не знали где право, а где лево. Тогда к правому борту корабля привязывали чеснок, а к левому лук и командовали по принципу «сено-солома». В этой экспедиции в качестве сверхштатного воина участвовал и Магеллан.


    Путешествие.

    В экспедицию готовилось пять кораблей с запасом продовольствия на два года. Магеллан сам лично следил за погрузкой и упаковкой продуктов, товаров и снаряжения[18]. Магеллан командовал «Тринидадом». «Сантьяго» командовал Жуан Серран— брат Франсишка Серрана, спасенного Магелланом в Малакке. Тремя другими кораблями командовали представители испанской знати, с которыми у Магеллана сразу начались конфликты. Испанцам не нравилось, что экспедицией командует португалец. Кроме того, Магеллан скрывал предполагаемый маршрут плавания, и это вызывало недовольство капитанов. 20 сентября 1519 года флотилия во главе с Магелланом вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда (устье реки Гвадалквивир). 29 ноября флотилия достигла побережья Бразилии, а 26 декабря 1519 года— Ла-Платы, где проводились поиски предполагаемого пролива. «Сантьяго» был послан на запад, но вскоре вернулся с сообщением, что это не пролив, а устье гигантской реки. Эскадра начала медленно продвигаться на юг, исследуя берег. На этом пути европейцы впервые увидели пингвинов[20]. Продвижение на юг шло медленно, кораблям мешали штормы, близилась зима, а пролива все не было. 31 марта 1520 года, дойдя до 49°ю.ш. флотилия встает на зимовку в бухте, названной Сан-Хулиан. В мае Магеллан послал «Сантьяго» во главе с Жуаном Серраном на юг для разведки местности. В 60 милях к югу была найдена бухта Санта-Крус. Ещё через несколько дней в бурю корабль потерял управление и разбился. Моряки, кроме одного человека, спаслись и оказались на берегу без пищи и припасов. Соединились с основным отрядом только через несколько недель. 21 октября под 52°ю.ш. корабли оказались у узкого пролива ведущего в глубь материка. «Сан-Антонио» и «Консепсьон» посылаются на разведку. Вскоре налетает буря длившаяся два дня. Моряки опасались, что посланные на разведку корабли погибли. И они, действительно, чуть не погибли, но когда их понесло к берегу, перед ними открылся узкий проход, в который они вошли. Они оказались в широкой бухте, за которой последовали ещё проливы и бухты. Вода все время оставалась соленой, а лот очень часто не доставал дна. Оба судна вернулись с радостной вестью о возможном проливе. У острова Доусон пролив делится на два канала, и Магеллан снова разделяет флотилию. «Сан-Антонио» и «Консепсьон» идут на юго-восток, два других корабля остаются для отдыха, а на юго-запад отправляется лодка. Через три дня лодка возвращается и моряки сообщают, что видели открытое море. Вскоре возвращается «Конспесьон», но от «Сан-Антонио» нет известий. 28 ноября 1520 года корабли Магеллана выходят в океан. Путь по проливу занял 38 дней. На долгие годы Магеллан останется единственным капитаном, прошедшим пролив и не потерявшим ни одного корабля. Выйдя из пролива, Магеллан 15 дней шел на север, дойдя до 38°ю.ш., где повернул на северо-запад, а 21 декабря 1520 года, дойдя до 30°ю.ш., повернул на северо-запад. Флотилия прошла по Тихому океану не менее 17 тыс. км. Не готовая к такому переходу экспедиция испытывала огромные лишения. 24 января 1521 года моряки увидели необитаемый остров (из архипелага Туамоту). Высадиться на него не представлялось возможности. Через 10 дней был обнаружен ещё один остров (в архипелаге Лайн). Высадиться тоже не удалось, но экспедиция наловила акул для пропитания. Через несколько дней испанцы первыми из европейцев достигли Филиппинских островов, которые Магеллан назвал архипелагом Святого Лазаря. Опасаясь новых столкновений, он ищет необитаемый остров. 17 марта испанцы высадились на острове Хомонхом. Переход через Тихий океан закончился[31]. На острове Хомонхом был устроен лазарет, куда перевезли всех больных. Свежая пища быстро вылечила моряков, и флотилия отправилась в дальнейший путь среди островов. На одном из них раб Магеллана Энрике, родившийся на Суматре, встретил людей, говорящих на его языке. Круг замкнулся. Впервые человек обошёл землю. 7 апреля 1521 года экспедиция вошла в порт Себу на одноименном острове. Места были цивилизованные, и с европейцев даже попытались взять торговую пошлину. Началась оживлённая торговля. За железные изделия островитяне легко отдавали золото и продукты. Впечатлённый силой испанцев и их оружием, властитель острова раджа Хумабон соглашается отдаться под покровительство испанского короля и вскоре крестится под именем Карлос. Вслед за ним крестится его семья, множество представителей знати и простых островитян. Покровительствуя новому Карлосу-Хумабону, Магеллан пытался привести под его власть как можно больше местных правителей.

    Смерть.

    Один из вождей острова Мактан Лапу-Лапу (Силапулапу) противился новым порядкам и не собирался отдаваться под власть Хумабона. Магеллан организовал против него военную экспедицию. Он хотел наглядно продемонстрировать местным жителям мощь Испании. Сражение оказалось неподготовленным. Из-за отмели суда и лодки не смогли подойти на близкое расстояние, чтобы эффективно поддержать десантный отряд огнём. Во время нахождения европейцев на Себу местные жители имели возможность изучить европейское оружие и его слабые стороны. Они быстро двигались, не давая европейцам прицелиться, и атаковали моряков в незащищённые доспехами ноги. Когда испанцы начали отступать, Магеллан был убит

    В честь Фернана Магеллана названы:

    кратер Магеллан на Луне

    250px-Kruzenshtern_I_F.jpg

    Иван Федорович Крузенштерн(1770-1864) —русскиймореплаватель, начальник первой российской кругосветной экспедиции, один из основоположников отечественной океанологии, адмирал (1842), член-корреспондент (1803), почетный член Петербургской Академии наук (1806). Член-учредитель Русского географического общества. Начальник первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 годов на кораблях «Надежда» и «Нева». И. Крузенштерн впервые нанес на карту около тысячи км восточного, северного и северо-западного берега острова Сахалин. Автор «Атласа Южного моря» (т. 1-2, 1823-1826).

    Иван (Адам) Крузенштерн родился19 ноября(8 ноябряпостарому стилю) 1770 года, в имении Хагудис, Эстония.

    Начало морской карьеры

    Выходец из небогатого дворянского рода, Иван Крузенштерн в 1785-1788 годах учился в Морском кадетском корпусе, в год окончания которого участвовал в Гогландском сражении, а в 1789 и 1790 — еще в трех морских сражениях; произведен в лейтенанты. В 1793-99 добровольцем проходил службу на английских судах в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Южно-Китайском море; произведен в капитан-лейтенанты. В 1799 и 1802 Крузенштерн представил проекты кругосветных плаваний для прямого торгового сообщения между российскими портами на Балтике и на Аляске. В 1802 назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции.

    Первое кругосветное плавание

    В начале августа 1803 при большом стечении народа экспедиция Ивана Крузенштерна вышла из Кронштадта на двух парусных шлюпах